Гальд (др.-сканд.: galdr, «тайная песнь») — заклинание, имевшее церемониальное и ритуальное значение у древнескандинавских племён. Для каждого отдельного ритуала писался отдельный гальд. Со временем, устные заклинания обрели собственную завершённую литературную форму и собственный уникальный стихотворный размер – «гальдралаг» (др.-сканд.: galdralag). Петь гальды имели право как мужчины, так и женщины. Единственное правило: петь его положено было очень высоким голосом, почти фальцетом.

В «песенном» и «звуковом» значении, но уже без мистической составляющей, корень «galdr» сохранился в современных германских языках. Например, английский «nightingale» («соловей») – это древнескандинавский «næctigalæ» («птица, которая кричит ночью»), а английское же «yell» («визжать; вопить, что есть сил») – это изменившееся со временем скандинавское «giellan» («громко петь»).

Изначально, гальд исполнялся только в одном случае – повивальной бабкой для облегчения самочувствия роженицы во время родов. В этом виде гальд встречается, например, в «Плаче Оддрун» (песнь из саги «Старшая Эдда»): Боргни никак не могла разрешиться от бремени, пока Оддрун не спела специальный, очень сильный гальд.
Позже гальдам стали приписывать и более серьёзное значение. Скандинавы верили, что «мастер гальда» способен унять или поднять бурю, успокоить воды или утопить корабль в волнах, затупить меч противника и обратить в бегство целую армию. В ещё одной песни из саги «Старшая Эдда» Один заявляет, что знает целых 18 гальдов, которые помогают ему заклинать огонь, унимать ветер, заговаривать оружие, развязывать путы и пробуждать мёртвых.

Литературно гальды делятся на три формы: драпу, нид и мансег.

Драпа – это хвалебная песнь, каждая строфа которой представляет отдельное целое, как в плане стихотворного размера, так и в плане ремы. Сюжетная линия, как правило, отсутствует: драпа – это список благих дел того, о ком поют, либо того, кому драпа адресована. Хорошим тоном считалось поместить в последней строфе драпы просьбу поблагодарить мастера гальда и отплатить ему за песнопение.
Как инструмент магии, драпа была сродни заздравной песни, помогала избавить воина (или конунга) от боли, излечить раны, оправиться от болезни, продлить жизнь.

Нид – в противоположность драпе, песнь хулительная. Ниды были настолько низки, неприличны и опасны по своему содержанию, что редкий маг рисковал изобразить их на дереве или камне. Поэтому в графической форме ни один из них до наших времён не дошёл, а литературоведы знают о них исключительно по косвенным источникам и упоминаниям в сагах. «Сопровождать» нид принято было каким-то исключительно неприятным атрибутом: например, в Норвегии таковым считался насаженный на кол череп недавно убитой лошади. Таким нехитрым образом автор нида показывал, чего желает адресату песни. Именно поэтому за пение нид без отдельного разрешения мастера гальд могли казнить на месте без суда.
Примечательно, что ниды делились на «открытые» и «скрытые»: в песни о Торлейве Раудфельдарсоне норвежский ярл Хакон захватывает корабли Торлейва, грабит и сжигает их, а экипажи приказывает перебить. Чудом избежав смерти, Торлейв переодевается бродячим мастером гальда и обманом проникает к Хакону на пир. Он получает разрешение ярла спеть драпы, но в середине очередной песни сотрапезники Хакона вдруг начинают падать замертво, а самого ярла охватывает страшный зуд. Хакон понимает, что ему поют «скрытый нид», но ничего поделать не успевает и падает без сознания под стол.

Мансег – это, наверное, самое востребованное на сегодня заклинание из трёх, так как оно – «принудительно любовное»! Да-да, это именно то, что сегодня называется «заклинанием на приворот»! Этой форме присуща наиболее строгая форма стихосложения – ещё бы, ведь этим гальдом добивались «руки и сердца».
Мансегу приписывали поистине неодолимую силу в любовных делах. Например, в песни «Серый гусь» одна из героинь получает запрет сочинять любые стихи под страхом огромного штрафа, так как стихи её действовали на всех без исключения мужчин и стали потому считаться колдовскими.

Со временем гальды прочно вошли в набор скандинавских «магических инструментов». Для записи гальдов, считавшихся особенно сильными и опасными, стали использовать тайнопись: гальдарставы.

Гальдраставы (др.-сканд.: galdrastafir, «знак гальда») – это не руны, это руноподобные анаграммы, первое упоминание о которых возникает примерно в начале Средневековья в Исландии. Наиболее известные гальдраставы написаны или выгравированы на деревянных дощечках или камнях, чаще всего (но не всегда) имеют форму круга (или звезды) и состоят из нескольких «переплетённых» между собой рун – как правило, сильно стилизованных. Такая «рунная вязь» помогала колдунам скрывать текст гальда от непосвящённых.

Современные исследователи выделяют три типа гальдраставов:

"Шлем ужаса"

«Шлем ужаса»

Эгисхьяльмы (исл. «Ægishjálmr»)
«Шлемы ужаса». Считалось, что эти гальды способны нагнать на всю вражескую армию панический ужас, сковать волю к победе и обратить в бегство. Гисхьяльмы писались на щитах и наносились на шлемы пеших воинов – отсюда и название.
 
 
 
 

Гальдpамюнд

Гальдpамюнды (исл. «Galdramyndir»)
«Магические рисунки». Несмотря на то, что относятся они к гальдраставам, руны в их написании не использовались вообще. По сути, гальдpамюнды – это стилизованные рисунки вещей и животных, имевших магическое значение. Гальдpамюнды являлись важной частью знаковой системы исландцев и также использовались в качестве «волшебного оружия».
 
 
Анаграмма имени "Один"

Анаграмма имени «Один»

И, наконец, собственно гальдpаставы представляют собой «рунную вязь», своеобразную смесь искусства анаграммы и каллиграфии. «Правильная» зашифровка гальда считалась великим искусством. Выполняя сложный ритуал, маг завершал его составлением гальдарства, который призван был, с одной стороны, выполнять функцию «замка́» для ритуала, а с другой, скрыть от постороннего – или недоброго – глаза истинное значение и самого ритуала, и гальда.
 
 
Профессиональные историки, литературоведы и просто энтузиасты до сих пор спорят о значении, использовании и сакральной важности гальдpаставов: были ли они настоящими магическими символами, торговыми знаками или «буквицами», иллюстрациями к песням и стихам.

Так или иначе, но притягательностью они, в силу своей загадочности, обладают немалой.