Волшебное оружие – это один из обязательных атрибутов скандинавской и общеевропейской мистической традиции. Священное оружие есть у скандинавских Одина («копьё Гунгнир») и Фрейра («меч Фрейра»), и у кельтского Луга («копьё Ассал»). Именно из легенд о скандинавских и кельтских богах («молот Тора») мифическое оружие перекочевало в средневековые дохристианские («Экскалибур – меч Артура») и христианские («Копьё Константина») предания.

На первый взгляд, все эти копья, мечи и булавы – не более, чем мифологический символ власти. Однако, очевидно, что все они обозначают не столько физическую власть легендарного вождя или конунга над людьми, сколько метафизическую – даже магическую – его власть надо всем известным миром. И именно такой сплав необходимости оружия как метода убийства врага и важности оружия как символа духовной власти породил совершенно уникальную традицию изготовления, восприятия и описания европейского холодного оружия.

freyr

Независимо от того, признавала ли христианская Церковь сакральную важность оружия («копьё, которым ранили Христа») или считала её еретической, любой клинок – от кухонного ножа до двуручного цвайхендера – с самого рождения был окружён магическим ореолом опасности и власти. Сам процесс создания клинка связывался с магией: сначала превращение камня в «жидкость»; потом формирование из этой жидкости полоски твёрдого металла; наконец, ковка из этой полоски настоящего смертоносного оружия – всё это вызывало у обывателя мистическое почтение. Именно поэтому, вплоть до XVII века, кузнецы в Европе пользовались огромным уважением и большим количеством привилегий. У кельтов, например, учеником кузнеца и кузнецом мог стать только лично свободный член общины. И когда кузнец умирал, молот его хоронили вместе с ним – причём, молот этот воспринимался уже не как орудие, которое пригодится мастеру в загробной жизни, но как магический атрибут и подношение богам.

Меч, выкованный уважаемым кузнецом – зачастую, по специальному заказу, поступившему из другой страны или другого племени – также считался сакральным орудием. В европейской традиции ритуалы, связанные с поклонением мечу, упоминаются в мифах аланов, скифов, кельтов, галлов. В Средневековье рыцарь перед битвой вонзал меч в землю, опускался перед ним на колени и просил Бога об удаче в предстоящем бою. Церковь вполне одобряла такое поведения, объясняя его тем, что клинок и гарда вместе образовывали подобие христианского креста.

Германцы считали меч (а также охотничий и боевой нож) инструментом, носить который имеет право только лично свободный член общины. Клинок считался не только атрибутом воина и защитника – он имел огромное значение, как личный магический оберег. Германские маги считали любой клинок идеальным магическим инструментом и широко использовали холодное оружие в своих ритуалах и практиках.

zveihender

Однако сам по себе клинок мог напугать или убить врага из плоти и крови. Врага бестелесного – то есть, чужого бога – мог убить только тот клинок, который сочетал в себе плоть и дух. Так на мечах появились руны. Сначала руны использовались для того, чтобы дать клинку собственное имя: меч «Леггбитр» короля Магнуса, меч «Каледвулх» короля Артура. Позже появились рунические фразы-заклинания: «Меч-Могучий-в-Доблести», «Клинок-Лающий-на-Врага», «Копьё-Не-Щадящее-Никого».

С утратой языческой традиции «боевые» руны ушли в прошлое. Их значение, на фоне поклонения всему мистическому, пытались возродить в нацистской Германии, где в символике СС использовалось 14 рун – для обозначения ступени членства в организации и гравировки на наградном холодном оружии. Как известно, это не принесло пользы ни нацистам, ни рунам, которые с тех пор плотно ассоциируются с вселенским злом.

Сегодня традиция использования холодного оружия в магических целях окончательно забыта. Ножи маги используют для очерчивания кругов и рисования пентаграмм, а руны окончательно перешли в категорию «гадательных» инструментов.

Между тем, руна – это мощнейшее магическое орудие, которое, по скандинавским поверьям, при правильном использовании наделяет простого человека силой настоящего бога.